Рынок энергетического нефтесервиса — комплексного сервиса в области энергообеспечения промысловых работ — вот уже несколько лет находится на грани «бума». Однако вместо «бума» пока можно наблюдать лишь разноплановое наполнение рынка — своего рода созревание еще нераскрывшегося бутона.
Казалось бы, вот он — идеальный предмет для независимого сервисного бизнеса, в равной степени непрофильного как для нефтедобытчиков, так и для самих сервисников, работающих в сфере бурения, КРС, сервиса погружных установок и т.п. Однако, по заверениям «инсайдеров» рынка энергообеспечения, прямой конкуренции на этом поле как не было, так и нет.
Зато есть усугубляющийся энергодефицит, растущая конкуренция между поставщиками энергетического оборудования и весьма быстрый технологический прогресс в этой области. Возможно, бурное развитие этих факторов все же разразится сервисным «бумом» на этом, все еще крайне сложном с инженерной и рискованном с финансовой точек зрения, рынке? Своим видением ситуации с редакцией «Сервиснефтегаза» поделился ЕВГЕНИЙ МАКАРОВ, генеральный директор ООО «А.Д.Д. Сервис».
Ред.: Евгений Борисович, можно ли, с Вашей точки зрения, выделить ключевые аспекты и факторы развития сервисного рынка в области энергообеспечения объектов нефтегазодобычи в 2006–2007 годах?
Е.М.: Безусловно. В настоящее время с положительной динамикой продолжается начавшийся в 2006 году рост потребности в энергокомплексах при бурении и нефтедобыче на небольших локальных месторождениях.
Формирование спроса на энергокомплексы в этом сегменте не происходило само по себе. Динамика спроса обусловлена общими проблемами развития энергосистемы России, которая в последнее время не претерпевает значительных качественных изменений — новые мощности вводятся в недостаточном количестве, процессы модернизации имеющихся мощностей также протекают не слишком активно.
Соответственно, с увеличением цен на нефть и ростом востребованности и количества небольших локальных нефтяных месторождений появился дефицит энергомощностей. В итоге, рынок продолжает расти достаточно быстрыми темпами. За два года наблюдается рост оборотов по генерации электроэнергии примерно в 2 раза. Правда, компаний, готовых при этом предоставлять сервисные услуги высокого качества, не так уж много. Хотя, конечно, конкурентная среда развивается вместе с ростом спроса и формированием все новых требований рынка.
В общем же наличие конкурентной среды — это всегда стимул к улучшению предлагаемых услуг и расширению их номенклатуры. Это необходимо и для того, чтобы лучше подстраиваться под меняющиеся запросы заказчиков.
Ред.: Какие факторы, сдерживающие или стимулирующие развитие рынка в 2006–2007 годах, Вы могли бы выделить?
Е.М.: В первую очередь отметил бы высокую стоимость дизельного топлива, ограничивающую возможность использования дизельных электростанций для обеспечения энергоресурсами объектов нефтегазодобычи и бурения. Сегодня позволить себе использовать дизельные двигатели внутреннего сгорания может далеко не каждая компания. Добавьте к этому затраты на транспортировку, хранение, получение лицензий, разрешений и т.д.
С другой стороны, альтернативой дизельным электростанциям являются газопоршневые установки, работающие на попутном нефтяном газе. Технические решения по его использованию в газопоршневых машинах найдены не так давно. Такие установки, конечно, начали постепенно занимать свою нишу, и в ряде случаев доказали свою эффективность. И хотя еще предстоит их доработка, популярность использования для энергоснабжения ПНГ растет от заказа к заказу. В то же время на ряде месторождений запасов попутного газа недостаточно для того, чтобы использовать его в качестве источника электроэнергии.
Следует также отметить, что использование ПНГ решает не только энергетическую проблему, но и экологическую. Поскольку в настоящее время проблема экологической безопасности стоит достаточно остро, законодательство «подковано» таким образом, что дешевле использовать попутный газ, чем платить за выбросы в атмосферу. И это является одним из главных факторов развития газового направления в малой энергетике.
Ред.: Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация с развитием рынка энергообеспечения в 2007–2008 годах?
Е.М.: В настоящее время продолжается наполнение рынка: объемов хватает для всех, каждая компания занимает свою нишу. Так, наша компания позиционирует себя как предприятие, оказывающее услуги не только в области сервиса, но и в области инжиниринга. Сейчас у нас реализуется ряд крупных проектов для ТНК–ВР,ЗАО «Соболиное» и др. Помимо этого работаем и с небольшими буровыми компаниями. По аналогии другие компании работают в «Сургутнефтегазе»,ЛУКОЙЛе и т.п.
Таким образом, рынок сейчас наполняется, и каждая компания стремится как–то дифференцировать себя от остальных. Но говорить о «жесткой»конкуренции пока рано.
Ред.: Как бы Вы прокомментировали развитие рынка производителей и поставщиков электроэнергетического оборудования за прошедший год? Каковы его перспективы на данный момент?
Е.М.: Рынок поставщиков в настоящее время очень насыщен. Если правильно планируется деятельность компании, учитываются будущие потребности и сезонный фактор, то проблем с приобретением того или иного оборудования не возникает. В настоящее время этот рынок представлен широким номенклатурным рядом оборудования, особенно в области дизельных электростанций, и уже сейчас можно со стопроцентной уверенностью говорить о том, что он будет продолжать развиваться в сторону газового направления.
Однако здесь пока существует ряд проблем. Как правило, они связаны с тем, что далеко не каждый газ подходит для использования в газопоршневых установках. Зачастую требуется проводить дополнительные исследования состава газа. Иногда возникают ошибки, связанные с изменением состава, в результате чего приходится проводить доработку газа. И здесь требуется квалифицированный подход, так как ошибка может обойтись в буквальном смысле дорого.
Несмотря на это, постепенно начинает прослеживаться тенденция снижения прихотливости подобных установок, а именно — в возможности работы на любом попутном газе. На мой взгляд, тот, кто первым сможет предложить рынку такое оборудование — будет «на коне». Здесь все шансы есть и у отечественных производителей.
Большой сегмент производителей будет сейчас направлять усилия в сторону газотурбинных станций. Основной аспект дальнейшего развития — удешевление самого оборудования и повышение его надежности. Скорее всего, на рынок будут выводиться турбины, предназначенные именно для выработки энергоресурсов с использованием попутного нефтяного газа, которые прошли специальные испытания.
Также может наблюдаться повышенный интерес рынка к гибридным энергокомплексам, которые будут работать и на нефти, так как попутный газ имеет свойство заканчиваться или менять состав.
Помимо всего прочего, в последнее время четко обозначилась тенденция к повышению роли системы мониторинга и учета, интегрированной с системой УФАП (система управления фондами и активами предприятия). Интеграция УФАП с системами реального времени АСУ ТП обеспечивает оперативность и достоверность информации, на основе которой принимаются решения на всех уровнях управленческой вертикали. В этом случае в систему автоматически поступают данные о наработке оборудования, режимах его работы, сведения о расходе энергоресурсов и другие необходимые данные. Это позволяет более эффективно в режиме реального времени контролировать состояние оборудования и планировать его техническое обслуживание, управлять и перераспределять остатки запасных частей на складах.
Таким образом, компании, предоставляющие комплекс услуг по внедрению системы УФАП, обеспечивают комплексность в самом широком ее понимании, то есть гарантируют нужную потребителям прозрачность.
Ред.: Получил ли развитие рынок энергетического аутсорсинга и предоставления оборудования в аренду?
Е.М.: Еще совсем недавно в этой области конкуренции как таковой не было. Мало того, даже сам рынок потребления еще не был сформирован в достаточной мере. Сейчас этот рынок стал дифференцироваться. Если одну часть компаний интересует экономическая составляющая, то другую, прежде всего, инновации, связанные с развитием собственного бизнеса в направлении повышения его понятности, прозрачности, управляемости, а, следовательно, и предсказуемости. На первое место такие компании ставят надежность подрядчика, его стабильность, возможность разделения рисков.
Ред.: Наблюдали ли Вы в 2006–2007годах какие–либо изменения в развитии рынка услуг по автоматизации энергосистем? Каких еще изменений в этом направлении Вы ожидаете в ближайшие год–два?
Е.М.: Так называемая технологическая автоматизация — это то, без чего уже просто нельзя выходить на рынок. Сами по себе «машины» уже никому не нужны. Технологическая автоматизация необходима не только заказчикам, но и самим сервисникам. В первую очередь для того, чтобы выполнить заявленные перед заказчиком обязательства. В то же время существует область автоматизации, где сходятся интересы заказчиков и исполнителей — учет на границе раздела (учет потребления дизельного топлива, учет выработки электроэнергии). И здесь правильно подобранные средства автоматизации — мостик к доверительным отношениям между подрядчиком и заказчиком.
Именно поэтому в будущем компании будут продолжать улучшать надежность своей технологической автоматизации. Относительно систем контроля, учета и мониторинга возможен переход к полной автоматизации при условии, что она никак не ухудшит надежности. Изменения, прежде всего, могут коснуться элементной базы, а улучшения — ее качественного уровня.
Ред.: Были ли в 2006–2007 годах изменения во взаимодействии владельцев электроэнергетических мощностей с крупными генерирующими компаниями? Что Вы ждете от этого сегмента в обозримом будущем?
Е.М.: На мой взгляд, данный рынок пока находится на стадии реформирования и определения правил, и, следовательно, еще не совсем готов к новым веяниям в части сервиса энергетического оборудования. Но за ним будущее.